Регистрация
Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти
Томас Шаш
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.m-margo.ru/
Осталось...
21
Сейчас на сайте: 7
счетчик посещений

     Северная Осетия — самая маленькая по площади (8000 кв. км) республика Российской Федерации. Наибольшая протяженность территории с севера на юг 125 км, с запада на восток 120 км. С юга она граничит с Грузией, с востока — с Чечено-Ингушетией, с запада — с Кабардино-Балкарией, с севера — со Ставропольским краем. Расположена она на северном склоне Большого Кавказского хребта между Кабардино-Сунженским хребтом (на севере), Главным и Казбекским массивами (на юге), Суганской горной цепью (на западе). К территории республики на севере примыкает часть Моздокской степи.

      Алагирский район расположен на северных склонах Кавказских гор от Водораздельного (Главного) на юге до Лесистого хребтов по обеим сторонам реки Ардон и части Осетинской наклонной равнины. Занимает площадь — 2135 км². Бо́льшая часть района расположена в горной части республики

     На севере района, у селения Суадаг расположена святыня осетинского народа — Роща Хетага.

     Большинство редких растений и животных, занесенных в Красную книгу РСО-Алания произрастает и обитает на территории Алагирского района, недаром именно на территории района расположен Федеральный заказник «Цейский», Северо-Осетинский государственный заповедник.

     Горная часть района богата полезными ископаемыми – полиметаллическими рудами, облицовочными и строительными камнями, цементным сырьём, бетонными и лёгкими заполнителями, известняками, керамзитовым и полевошпатным сырьём, песчано-гравийным сырьём. В районе также находятся Тамисское и Бирагзанское месторождения подземных пресных вод.

     На территории района 2 монастыря: мужской в Верхнем Фиагдоне, женский – в Алагире.

 


Алагирский Свято - Вознесенский собор


  • Алагирский Свято-Вознесенский собор

  • Город Алагир, буквально «Верхняя Осетия», расположен на левом берегу реки Ардон у входа в Алагирское ущелье.                                     

    В 1824 году переселенцами из Алагирского ущелья на этом месте было основано селение Салугардан.                                                        

    В 1850 году рабочими – строителями серебросвинцового завода и выходцами из того же ущелья – рядом с Салугарданом была заложена горная станица, которая позже стала называться селением Алагир. Со временем два сеения слились. В 1938 году объединенный населенный пункт был преобразован в город Алагир.

  • Главной достопримечательностью Алагира является собор Вознесения Господня. Каменная церковь была заложена 8 ноября 1850 года в присутствии начальника Владикавказского военного округа генерал-майора Ипполита Александровича Вревского, архиепископа Карталинского и Кахетинского Исидора, Экзарха Грузии, и при многочисленном стечении людей

  • Храм Вознесения Господня строился одновременно с  серебросвинцовым заводом и станицей. В 1853 году было завершено строительство храма и сдан в эксплуатацию плавильный завод. Собор Вознесения Господня был освящен 22 октября 1853 года Экзархом Грузии архиепископом Исидором в присутствии генерал-майора И.А. Вревского. До 70-х годов XIX века собор являлся главным кафедральным собором всего Владикавказского осетинского округа с кафедрой архимандрита.

  • Впервые собор упоминается в сочинениях Владимира Александровича Соллогуба (1813–1882) – графа, русского писателя. В.А. Соллогуб писал, что собор проектировал известный художник и архитектор князь Г.Г. Гагарин (1810–1893 гг.) по просьбе наместника Кавказа М.С. Воронцова. В архивных материалах сказано, что крестово-купольный храм в византийском стиле построен из местного материала розовато-серого туфа. Свой купол он вознес на высоту в 21 метр. С восточной стороны собора находятся три алтарные абсиды, а с южной, северной и западной – небольшие притворы. В храме три входа – с запада, с юга и с севера. Главный вход с массивной металлической дверью и такой же узорной решеткой находится с западной стороны.

  • Алагирская церковь строилась как церковь-крепость и имела не только культовое значение, но и военное. Церковь охранялась стражниками, здесь также дежурили представители общественности. Ограда вокруг собора сложена из тесаного известняка. Высота ее 2,1 м. В стене имелись трое массивных входных ворот и пять оборонительных круглых башен. Высота башен – 8 метров, диаметр – 4,5 метра. Внушительные каменные стены с бойницами и башнями сохранились до наших дней.

  • В 1929 году была утрачена каменная колокольня с двумя большими колоколами и так называемыми «самобойными» часами-подарком наместника на Кавказе, а также часовня.

    Нынешняя колокольня была возведена в 2002 году.

  •    По ряду сведений, первоначальная роспись храма выполнена по эскизам князя Г.Г. Гагарина

       В 1888–1890 годах в восстановлении живописи интерьера храма участвовал Коста Хетагуров, великий осетинский поэт, художник, публицист и общественный деятель.

       В Вознесенском храме устроены три придела: главный – Вознесения Господня, два других – святому Николаю Чудотворцу и преподобному Макарию Египетскому. Святой Макарий считается покровителем горных работ.

  •         В соответствии со стилем наружного декора в интерьере выполнены росписи согласно основополагающим правилам византийской храмовой   росписи и стенописи: интерьер украшают живописные композиции  с   изображением библейских сцен и святых в орнаментальных рамах.
          Орнамент здесь выполняет и самостоятельную функцию. 

          Орнаментальные   композиции, обильно покрывающие стены и своды собора, наряду   с живописными составлены главным образом из  стилизованных растительных, в частности, акантовых завитков, в орнаментальном обрамлении использованы характерные для византийской живописи геометрические формы и линии».

  • Посвящение храма –  Вознесения Господа – раскрывается в центральной живописной композиции: возносящийся на Небо Иисус Христос благословляет своих учеников и Деву Марию, стоящих внизу, на земле.

    Светлый фон Неба с облаками соединяет обе части композиции. Так входящему в храм визуально передается мысль о  главенстве духовного над телесным, идеального над материальным, возвышенного   над низменным.

  • В алтаре, в полке центральной абсиды, написано изображение Троицы: Бог отец, Бог сын и Бог Дух святой. Бог отец изображен в виде старца в светлых одеждах с развевающимися седыми волосами, широко раскинувшего руки, благословляя мир. На коленях у него сидит Бог сын, изображенный в виде отрока, правой рукой он благословляет, а левой держит дощечку снадписью «Логос», что значит «Слово Божие». Над головой Бога сына парит Дух святой в виде голубя.

  • Большую художественную ценность представляет роспись центральной части купола, на котором изображен белый голубь в сиянии лучей, исходящих от него, светлого и розовато-желтого цветов на ярко-синем фоне неба с белыми облаками и золотыми звездами. В основании купола протянута полоса орнамента белого.

  • Иконостас деревянный (длина 12,5 м, высота 3,2 м). 

                             Царские врата.

  • На иконостасе в правой части (справа налево): Христос на проповеди, пресвятая дева Мария, на полотне —архангел Михаил

  • На левой части иконостаса (слева направо) –  рождение Христа,  Христос на полотенце, Архангел Гавриил. 

  • Композиция «Несение Креста» над северными Царскими Вратами 

  • Живописная композиция «Моление о чаше»  над южными Царскими Вратами. Привлекает внимание орнаментальная роспись. 

  • В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор был поврежден немецкими снарядами, были выбиты почти все стекла, пострадала художественная роспись стен и потолка.

    В 1958–1959 годах группа художников проводила восстановление и реставрацию собора. В нем расположили краеведческий музей.

    В 2000 году Алагирский собор был восстановлен при поддержке правительства республики, духовенства, прихожан и многих неравнодушных граждан. Собор был спасен и была открыта новая страница его истории.

    К реставрации были привлечены известные специалисты Осетии и  России.

    В настоящее время Алагирский Собор вновь выполняет свою служебную функцию.

  • Вознесенский собор имеет большое историко-культурное значение, и как образец архитектуры и монументальной живописи второй половины XIX столетия, и как исторический  памятник,связанный с деятельностью ярких представителей осетинской и русской культуры  Коста Хетагурова и Г. Гагарина, что обязывает сохранить его архитектурно-художественный облик.

  • Храм составляет неотъемлемую часть панорамы города.  Говоря словами Александра  Меня  храм  в городе — это  пророк,  говорящий о вечности,  чей  зов  воздается среди шума современной цивилизации.